Гуманность - это миф

Кинжалы ронделы


При упомянутом выше подходе одним из первых семейств кинжалов, которое можно выделить, являются кинжалы ронделы. Этот современный термин используется для обозначения кинжала, имеющего круглую гарду и часто навершие той же формы, которые установлены под прямым углом к линии рукояти. Вопреки отсутствию исторических сведений о его этимологии, этот явно описательный термин (Roundel(англ.) — что-либо круглое) широко принят во всем мире, во многих языках помимо английского. Французы называют его dagueа rouelles, а немцы — Scheibendloch, и оба этих названия подчеркивают его характерные особенности.


читать дальше

   Среди историков существуют расхождения по определению времени первого появления рондела. Кое-кто относит его появление к 1300 году или даже к немного более раннему времени. Но все соглашаются, что этот гип широко использовался уже между 1325 и 1350 годами. Его популярность возросла в последующие годы XIV века, и он продолжал широко применяться примерно до 1500 года. Ареал его использования простирался от Скандинавии на севере до Испании на юге, от Британских островов на западе до Польши на востоке, то есть охватывал почти всю Западную и Центральную Европу. Во всем этом обширном регионе он являлся главным образом оружием рыцарей. Сохранилось немного простых кинжалов типа ронделов, большинство дошедших образцов представляют собой прекрасные, богато украшенные экземпляры.

В ранних формах кинжалов ронделов только гарда имела форму диска. Часто она была широкой, напоминающей современную круглую коробку для пилюль. Иногда она была сделана из куска твердой древесины, обитого железом. По крайней мере, в нескольких случаях она имела углубление со стороны лезвия, чтобы в ножнах гарда выглядела наподобие медальона. Это мнение основано на изображениях, имеющихся на нескольких медных мемориальных досках, таких как, например, посвященные сэру Эдварду Серну, Дрейкотту Серну Черчу, Уилтширу и ряду других, хотя вполне возможно, что намерения художника понимаются превратно. До нас не дошло ни одного кинжала с гардами в виде медальонов. Головки этих ранних кинжалов отличало огромное разнообразие форм. Некоторые имели форму диска или колеса, как у мечей того времени. Другие были сферическими, коническими и даже имели форму луковиц. В ряде случаев на относящихся к тому времени изображениях четко видно, что некоторые рукояти просто заканчиваются небольшими закругленными утолщениями, не имеющими головок, как это можно видеть на мемориальной доске сэра Реджиналда де Кобхэма или Лингфил- да Черча. На других изображениях рукояти имеют расширение на месте головки и увенчаны гонкими металлическими пластинами, что выглядит почти как характерная для кинжала рондел форма, запечатленная, к примеру, на рисунке, относящемуся приблизительно к 1420 году и занесенному в каталог выставки в Брюгге, проходившей в 1902 году, под № 420. Вместе с тем в тот же период начинают появляться и настоящие круглые головки, одной формы с гардой, к 1400 году они становятся почти повсеместными; хотя иногда можно обнаружить головки и других форм, как это часто случается с «экзотичными» формами, появлявшимися во все периоды истории кинжала. Рукояти образцов этих кинжалов XIV века обычно сделаны из цельного куска материала и просверлены насквозь Для крепления хвостовика с помощью заклепок на головке. Края рукоятей были обычно прямыми либо несколько расширялись к середине, а сами рукояти могли быть округлыми, многогранными п лаже со спиральными желобками. Большинство клинков были короткими, обоюдоострыми и имели плоское ромбовидное сечение.

В XV веке произошло много изменений. Как отмечалось выше, головки кинжалов ронделов стали почти универсальными, совпадая по форме с гардой. Иногда они, как, например, в Центральной Европе после 1450 года, могли быть такими большими, что было просто невозможно держать оружие иным способом, иначе как для нанесения колющего удара, когда головка находилась над большим пальцем, что еще раз доказывает популярность колющего удара как основного способа атаки. И головки, и гарды стали тоньше, чем раньше. Иногда их изготовляли из цельных ме­таллических пластин. Часто они были составлены из двух выгнутых пластин, соединенных краями. Продолжали использоваться и составные конструкции из дерева, кости или металла, и примерно к 1450 году некоторые головки и гарды кинжалов ронделов были снабжены дополнительными дисками из железа, кости, меди, дерева или рога. Эти дополнительные «слои» выполняли декоративную функцию: края головок и гард состояли из нескольких полос различных цветов. Более же простые диски, однако, часто имели металлические пластины только сверху и снизу и полностью покрывали собой внутреннюю часть. Большинство кинжалов ронделов имели округлые контуры, встречались восьмигранные и шестигранные, большую рукоять представляли рифленые и неправильной формы.


   Черенки кинжалов ронделов также различались и по конструкции, и по дизайну. Преобладали сделанные из цельного куска, как правило, цилиндрической формы, популярны были спиралевидные, но вскоре стали появляться и другие. Вошли в употребление черенки, состоявшие из двух пластин, которые крепились с двух сторон широкого хвостовика. Иногда эти пластины были закругленными, иногда гранеными. Часто их закрепляли тремя или четырьмя крупными заклепками, чьи головки в большинстве случаев имели украшения. В ряде случаев это были круглые заклепки с небольшими отверстиями, проходящими через всю рукоять. Примерно к 1450 году на рукояти стало появляться довольно крупное утолщение в центральной части, в котором находилось отверстие, насквозь проходившее и через рукоять и хвостовик. Видимо, оно было предназначено для ремня, но расположение отверстия представляется не совсем удобным для подобной детали. Конечно, прикрепленный к оружию ремень, охватывающий запястье и удерживаемый рукой, мешал свободе движений бойца во время нанесения рубящего удара. Черенки с выраженным утолщением в центре (в том числе в ряде случаев в виде кольца) известны и в Англии, и во Франции, но имевшие отверстия были обнаружены только в английских образцах. Окончательной формой, которая стала весьма популярной к концу XV века, был сужающийся черенок, часто вогнутый по всей длине от гарды до головки.


Клинки кинжалов ронделов увеличивались в длину, к тому же возросло разнообразие их форм. Продолжали использоваться сужающиеся обоюдоострые клинки, но в обиход все больше входят однолезвийные клинки. Последние иногда имели треугольное сечение, иногда были полыми в основании. Иногда клинки могли достигать длины 38 или 40 сантиметров. И обоюдоострые, и однолезвийные клинки иногда имели четырехугольное утолщенное острие для более легкого проникновения сквозь кольчугу. Незначительное количество кинжалов ронделов имело толстые четырехгранные клинки, предназначенные исключительно для нанесения проникающих ран, став тем самым предшественниками появившихся позднее стилетов.


В силу широкого использования и единообразия кинжалов ронделов трудно отнести их происхождение к какому-либо определенному региону Однако существует появившаяся в конце XV века одна из его разновидностей, географическое происхождение которой может быть локализовано. Это исключительно красивая разновидность оружия, характеризуемая круглой головкой, вогнутой сверху, и напоминающая шляпку гриба. Иногда верхняя часть головки имеет [рани, но чаще она гофрированная. Черенки, как правило, с прямыми или немного вогнутыми сторонами и почти всегда резные. Иногда изгиб имеем желобок, иногда напоминает формой традиционный бургундский крест. Обычными материалами для рукоятей были дерево или рог, часто с медными накладками для украшения. Другие материалы встречаются редко, среди них можно отметить хрусталь и серебро. Поскольку данные кинжалы часто изображены на знаменитых бургундских гобеленах конца XV века и формой рукоя кп они напомнил ют бургундский крест, ученые и коллекционеры классифицируют их как изготовленные в Бургундии или для нее. Они, однако, вполне могли изготавливаться в Швейцарии или в прилегающих к ней районах Германии, что, по всей видимости, правда. Но тем не менее они имеют отношение к одному из регионов больше, чем любая другая разновидность кинжалов ронделов.


По мере развития формы кинжала рондела происходили изменения и в дизайне его ножен. В XIV веке ножны были простыми и плотно облегали клинок, заканчиваясь на передней кромке гарды. До пае не дошли образцы ножен нот раннего типа, но на мемориальных табличках видно, что они имеют металлическую горловину и наконечник, а сами кожаные ножны отличались различным дизайном и имели украшения в виде металлических накладок. В XV веке металлические накладки становятся редкостью. Ножны делались целиком из кожи, а горловина была расширена настолько, что захватывала гарду. Несколько образцов таких ножен XV века находятся в музейных коллекциях, и они часто украшены деталями, напоминающими детали более ранних кинжалов. На ножнах конца XV и начала XVI века, благо­даря обильной орнаментике, заметно влияние стиля эпохи Ренессанса. Поскольку клинки кинжалов этого периода часто были длинными и тонкими, ножны были также длинны и разделены на несколько зон, декорированных рельефами и тиснением кожи. Часто здесь наличествует длинный металлический наконечник и металлическая горловина, иногда ножны обвиты полосами, украшенными рельефными изображениями. Ранее получившая распространение широкая горловина полностью исчезает на этих поздних образцах. За исключением характера орнаментики и длины, они больше напоминают ножны XIV века.



@темы: реконструкция, история, оружие и доспехи

Комментарии
14.04.2011 в 16:00

Слушай, а это твои статьи или ты их откуда-то берешь?
14.04.2011 в 17:14

Гуманность - это миф
Это статьи из одной книги, которые я отредактировал и сюда выложи)
14.04.2011 в 17:19

Гуманность - это миф
хотя некоторое, что уже выкладывал сам писал
14.04.2011 в 17:19

Гуманность - это миф
хотя некоторое, что уже выкладывал сам писал
19.04.2011 в 22:46

хитроум а у тебя есть кинжал?
19.04.2011 в 22:52

Гуманность - это миф
да) А что?
19.04.2011 в 23:21

хитроум
у меня просто вот идея с блогом реконским. чтобы там писать про всякое интересное))) я пока тока про кухню писала, прикольно было бы, чтобы твои статьи там были) ибо в железках я разбираюсь на уровне умения отличать одну от другой)
19.04.2011 в 23:25

Гуманность - это миф
клевая идея, можно. Я еще в бытовухе разбираюсь и в мужской и женской (немного) одежде. Права узкопрофильрованно - по своему периоду
19.04.2011 в 23:34

хитроум
это здорово)))
20.04.2011 в 08:39

Гуманность - это миф
с чего начнем? )
20.04.2011 в 08:42

хитроум
ну хз... ))))))))))
20.04.2011 в 08:48

Гуманность - это миф
То есть ты предлагаешь создать сообщество, сайт, блог итп
куда можно писать статьи, скидывать подборки фотографий итп?
То есть соединить разрозненную информацию на одном ресурсе, удобном определенным людям.
20.04.2011 в 08:52

хитроум
да) я уже завела такой на жж, но пока там тока две статьи по кулинарии. а я хочу чтобы он был разносторонний
20.04.2011 в 09:08

Гуманность - это миф
nonlondon Понятно) я пытаюсь создать похожий проект, но не в блогах
20.04.2011 в 09:52

Гуманность - это миф
На одном из сайтов (проект закрытый). Проект находится в стадии временной заморозки. Хотя готов на 60% Так как я работаю над ним один. И мне некогда сейчас этим заниматься, у меня практика начинается
Сам проект:
Изначальная разбивка проекта на 3 составляющии
1) мужской костюм и акссессуары
2) женский костюм и акссесуары
3) бытовое и лагерное

Отличительная черта проекта в том, что он не предлагает сборники изо и миниатюр по какому-ту веку и/или региону. Он дает подборки по конкретным находкам, костюмам.
20.04.2011 в 10:53

хитроум
прикольно))) тоесть грубо говоря ты выкладываешь комплект и пишешь на него паспорт костюма?
20.04.2011 в 15:47

Гуманность - это миф
Не совсем
22.04.2011 в 20:19

хитроум
По этой и следующим выпискам - выходные данные книги здесь можешь указывать? Хотелось бы знать, откуда дровишки..
22.04.2011 в 23:57

Гуманность - это миф
кроме кинжалов, все остальное мое

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail