Гуманность - это миф
Данная статья является копией статьи с сайта Тгорода
Также помните, что статья это очень старая. Многое из требований в реконструкции поменялось.
Рекомендуется только для общего понимания вопроса.
Позднесредневековые Европейские шатры
Во вступлении хочу предупредить – готовых решений и последовательности шагов при изготовлении шатра вы тут не найдете. Эту задачу я себе не ставил. Цель этой заметки дать лишь некоторые практические рекомендации и поделиться приобретенным опытом.
Начинать изготовление стоит со сбора информации, т.е. иллюстраций. С их помощью можно выбрать силуэт шатра, а по нему разработать конструкцию.
читать дальше
Конструкция
Для начала попробуем рассмотреть какие формы шатров были наиболее распространены в Средние Века.
Конический – круглый в плане конической формы. Наиболее простая конструкция.
Палаткообразный – прямоугольный в плане, формой совпадающей с классической туристической брезентовой палаткой.
Колоколообразный – наиболее сложная (из простых) конструкция, круглая в плане и состоящая из конической крыши и конической или цилиндрической стенки.
Прямоугольный, овальный и т.п. – варианты на тему трех вышеперечисленных конструкций.
Конструкция шатра зависит как от периода ее использования, географического региона, так и от назначения шатра. Шатры знати были гораздо сложнее и богаче украшены, чем солдатские палатки. К сожалению, достоверно исследовать конструкцию исторических шатров представляется довольно затруднительным. К нашим услугам большое число изображений шатров со стороны (внешний вид), немного, где видно внутреннее устройство или способы установки, и совсем мало сохранившихся шатров (относящихся, впрочем, к XVI, XVII и т.д. векам). Наибольшее количество материала по данной теме я получил при изучении фотографий шатра из Базельского музея. Этот экземпляр датируется началом-серединой XVII века, однако, абсолютно идентичный внешний вид имеют шатры, изображенные на немецких гравюрах начала XVI в.
Наибольший интерес с точки зрения реконструкции шатров представляет изобразительный материал середины – конца XV и более поздний. Особо хочется отметить немецкие гравюры. Не стоит также пренебрегать материалами арабской живописи, показывающей круглые колоколообразные шатры схожие с европейскими и представляющей весьма интересные детали конструкции.
Итак, шатер (не важно какой) состоит из трех частей: каркас, полотнище, растяжки. Перейдем к рассмотрению перечисленных составляющих.
Каркас
Каркас подразумевает под собой все жесткие детали конструкции, на которые опирается ткань шатра. В минимальной конфигурации - это центральный столб.
Каркас шатра вызывает наибольшее количество вопросов именно в силу того, что его не видно на иллюстрациях. Однако существует ряд косвенных признаков, позволяющих реконструировать каркас по внешнему виду шатра. Разумеется, это относится к хорошо проработанным изображениям позднего периода (XV-XVII вв). Вот мои соображения:
1) если колоколообразный шатер круглый (овальный) с большим числом растяжек и растяжки крыши выглядят продолжением крыши, то такой шатер, скорее всего, не имеет дополнительных деталей каркаса, кроме центрального столба (столбов).
2) если колоколообразный шатер многоугольной формы (8, 12, 16 и т.д.) с ярко выраженными углами крыши и растяжками идущими из этих углов, то, вероятно, он имеет дополнительный каркас в виде спиц, идущих от центрального столба к углам крыши.
3) если шатер имеет четкую прямоугольную форму с двускатной или четырехскатной крышей, очевидно, что данный шатер может иметь дополнительные стойки, расположенные по углам конструкции, а также горизонтальные перекладины между ними.
Мне не попалось ни одного свидетельства наличия дополнительных столбов по периметру у круглых шатров.
На некоторых иллюстрациях шатры вообще не имею видимых растяжек. Один из авторов предполагает, что такие изображения свидетельствуют о наличии дополнительного каркаса (в виде спиц). Возможно, он прав, хотя отсутствие растяжек может быть объяснено также другими причинами (условностями изображения, например).
Еще раз обращу внимание, что приведенные выше варианты каркасов есть лишь один из вариантов реконструкции по внешнему виду. Основой для этих предположений служат конструкции каркасов сохранившихся шатров более поздних периодов (или графических изображений каркасов шатров), внешний вид конструкции в сборе, а также имеющийся практический опыт эксплуатации различных шатров и палаток.
В качестве материала каркаса правильней (с исторической точки зрения) выбирать дерево, однако, можно часть сложного каркаса заменить на дюраль или пластик – тут каждый решает сам. Несущие столбы рекомендую делать достаточно прочными, потому что их впоследствии можно будет использовать как опору для дополнительных перегородок, вешалок, светильников и т.п.
При проектировании деталей каркаса необходимо заранее позаботиться о надежных способах их соединения, предусмотреть всевозможные петли, крючья, штыри и гнезда.
Также следует иметь ввиду предполагаемое распределение и использование внутреннего пространства шатра. На что это может повлиять? Можно использовать внутренний каркас для крепления дополнительных перегородок и драпировок, устанавливать внутренние и внешние светильники, подвешивать оружие и щиты.
Полотнище
При рассмотрении полотнища шатра возникает два вопроса: как шить и из чего шить? Начнем с выбора ткани. Сначала необходимо сформулировать требования к ткани; я предлагаю такой список:
1) историчность (внешний вид);
2) вес и возможности транспортировки;
3) ветро- и водостойкость;
4) стоимость.
Сюда можно добавить ширину ткани, прочность на разрыв, доступность и т.п. Перед тем как выбирать ткань, следует решить для себя какие факторы более важны, а какие менее.
Дам несколько характеристик виденных мною тканей.
Брезент – наиболее доступный материал. Внешне весьма аутентичен (если найти цвет кроме хаки) и довольно дешев, однако тяжел и недостаточно водостоек. Встречаются (я, правда, не видел) тонкие брезенты, брезенты с пропиткой и т.п.
Синтетическая тентовая – главный минус – абсолютная неисторичность внешнего вида. Однако, если вес и водонепроницаемость является наиболее важными параметрами, тогда это для вас. Ткани такого сорта можно найти довольно легко, это, в первую очередь, рюкзачные и тентовые ткани. Стоят они дороже брезента.
Натуральная тентовая – этот тип ткани сложнее найти. Мне посчастливилось прикупить ткань корейского производства представляющую собой тонкий небеленый лен плотного переплетения, с одной стороны которого нанесена тонкая бесцветная пленка. По непромокаемости он конкурирует с синтетическими тканями, легче брезента и выглядит вполне аутентично...
При выборе и покупке ткани помните, что натуральные ткани садятся, а крашеные выцветают под солнцем и дождем.
Можно изготовить двухслойный шатер. В качестве внутренней ткани удобно использовать легкие натуральные ткани (в том числе цветные или узорчатые). Двухслойный шатер, как можно догадаться теплее, более стоек к дождю и ветру, и, при должном подходе, богаче и уютней внутри. Если вы решите шить двухслойный шатер имейте ввиду, что внутренний слой ткани не должен соприкасаться с внешним (это требование существенно усложняет конструкцию).
Теперь перейдем к конструированию полотнища. Само собой разумеется, что крой полотнища зависит от конструкции и размеров шатра, ширины ткани и предпочтений мастера. Собственно, в этом разделе особых рекомендаций дать не могу. Если вы шьее на машине, то используйте более толстые, чем обычно, иглы и меняйте их чаще.
Несколько советов:
сделайте в крыше маленький душник, чтобы облегчить проветривание шатра.
в больших шатрах делайте два диаметрально противоположных входа. Это также облегчит проветривание и просушку шатра, позволит увеличить число деталей полотнища, сократив их размеры. Входы делайте закрывающимися (шнуровка или пуговицы).
для колоколообразных и сложных шатров удобно делать крышу и стенки отдельными и соединять их с помощью пуговиц, завязок или петель.
при большой ширине ткани можно делать на ней фиктивные швы – они укрепят общую конструкцию и уменьшат натяжение деталей при растягивании.
Предвижу также еще один вопрос: какие использовать швы при сшивании. Тут, к сожалению, конкретных советов дать не могу. Однако выскажу свои соображения: швы должны быть стойкими к длительному и кратковременному растяжению (как вдоль шва, так и поперек) и герметичными. Для тех, кто не гонится за историчностью, наиболее приемлемым швом будет бельевой.
На вопрос, какие швы использовались в Средние Века, ответа я дать не могу. К сожалению, собственными руками мне не доводилось щупать сохранившиеся шатры, а имеющиеся у меня фотографии не дают представления об их устройстве. Однако, - тут можно поэкспериментировать. Полагаю, что существенного отличия швов на шатрах и швов на одежде не было. Из этого тезиса можно исходить при выборе техники сшивания. Правда, в этом случае все придется шить на руках.
Растяжки условно можно разделить на три вида – растяжки крыши, растяжки стен и штормовые растяжки. С крышей и стенами все понятно, а что такое штормовые растяжки? Штормовые растяжки это основные растяжки удерживающие центральный столб (столбы) в вертикальном положении. Разумеется, что такие растяжки надо делать из прочного неэластичного каната и крепить к мощным кольям. Число штормовых растяжек может быть три и более на столб; их главная задача – придание устойчивости и жесткости все конструкции при любых направлениях нагрузок. Отмечу, что не на всех изображениях шатров встречаются штормовые растяжки. С одной стороны это может быть объяснено условностями изображения, с другой – растяжки действительно могли отсутствовать.
Растяжки крыши – вторые по значимости. Они придают форму шатру. Они могут быть как простыми, так и сложными (расходящимися кверху на несколько растяжек, которые равномерно распределяются по краю крыши). Мне представляется наиболее удобным (для круглого шатра) располагать растяжки на расстоянии 30-50 см друг от друга. Такое расположение позволит растянуть крышу равномерно.
Растяжки стенок могут как таковые отсутствовать. Достаточно пришить по нижнему обрезу стенки петли и за них растягивать низ стены.
Немного о материале растяжек. Если вы задались целью изготовить максимально аутентичный шатер для растяжек возьмите простые крученые веревки толщиной в палец из натурального волокна. Именно такие растяжки мы можем видеть на шатре в музее Базеля. Если историчность для вас не самое важное – воспользуйтесь любыми прочными неэластичными веревками или шнурами, но лучше не цветными.
Колья следует выбирать по следующему принципу – самые мощные и длинные – для штормовых растяжек. Средней длины для крыши и самые легкие для стен. При изготовлении кольев следует помнить, что о них будет тереться веревка, поэтому место соприкосновения с растяжкой должно быть достаточно гладким, чтобы растяжка не перетерлась и не разлохматилась. Особенно это относится к кольям штормовых растяжек и растяжек крыши. Для облегчения скольжения растяжек и предохранения их от перетирания можно использовать металлические кольца, прикрепленные к вершине колышка.
Способ натяжения растяжек по имеющимся у меня материалам восстановить пока не представляется возможным. Вероятно, натяжение происходило путем осаживания колышка. Этот способ не вполне удобен, поэтому считаю возможным использовать натяжную планку (рейку с двумя или тремя отверстиями, через которые пропущена растяжка), аналогичную планкам на растяжках армейских палаток.
В заключении дам один совет: не пришивайте растяжки к крыше или стенкам – сделайте их съемными (привязывающимися или цепляющимися за крюки). При разборке и транспортировке шатра отсоединяйте их и храните отдельно. Это избавит вас при установке шатра от их утомительного распутывания под начавшимся не вовремя дождем.
Также помните, что статья это очень старая. Многое из требований в реконструкции поменялось.
Рекомендуется только для общего понимания вопроса.
Позднесредневековые Европейские шатры
Во вступлении хочу предупредить – готовых решений и последовательности шагов при изготовлении шатра вы тут не найдете. Эту задачу я себе не ставил. Цель этой заметки дать лишь некоторые практические рекомендации и поделиться приобретенным опытом.
Начинать изготовление стоит со сбора информации, т.е. иллюстраций. С их помощью можно выбрать силуэт шатра, а по нему разработать конструкцию.
читать дальше
Конструкция
Для начала попробуем рассмотреть какие формы шатров были наиболее распространены в Средние Века.
Конический – круглый в плане конической формы. Наиболее простая конструкция.
Палаткообразный – прямоугольный в плане, формой совпадающей с классической туристической брезентовой палаткой.
Колоколообразный – наиболее сложная (из простых) конструкция, круглая в плане и состоящая из конической крыши и конической или цилиндрической стенки.
Прямоугольный, овальный и т.п. – варианты на тему трех вышеперечисленных конструкций.
Конструкция шатра зависит как от периода ее использования, географического региона, так и от назначения шатра. Шатры знати были гораздо сложнее и богаче украшены, чем солдатские палатки. К сожалению, достоверно исследовать конструкцию исторических шатров представляется довольно затруднительным. К нашим услугам большое число изображений шатров со стороны (внешний вид), немного, где видно внутреннее устройство или способы установки, и совсем мало сохранившихся шатров (относящихся, впрочем, к XVI, XVII и т.д. векам). Наибольшее количество материала по данной теме я получил при изучении фотографий шатра из Базельского музея. Этот экземпляр датируется началом-серединой XVII века, однако, абсолютно идентичный внешний вид имеют шатры, изображенные на немецких гравюрах начала XVI в.
Наибольший интерес с точки зрения реконструкции шатров представляет изобразительный материал середины – конца XV и более поздний. Особо хочется отметить немецкие гравюры. Не стоит также пренебрегать материалами арабской живописи, показывающей круглые колоколообразные шатры схожие с европейскими и представляющей весьма интересные детали конструкции.
Итак, шатер (не важно какой) состоит из трех частей: каркас, полотнище, растяжки. Перейдем к рассмотрению перечисленных составляющих.
Каркас
Каркас подразумевает под собой все жесткие детали конструкции, на которые опирается ткань шатра. В минимальной конфигурации - это центральный столб.
Каркас шатра вызывает наибольшее количество вопросов именно в силу того, что его не видно на иллюстрациях. Однако существует ряд косвенных признаков, позволяющих реконструировать каркас по внешнему виду шатра. Разумеется, это относится к хорошо проработанным изображениям позднего периода (XV-XVII вв). Вот мои соображения:
1) если колоколообразный шатер круглый (овальный) с большим числом растяжек и растяжки крыши выглядят продолжением крыши, то такой шатер, скорее всего, не имеет дополнительных деталей каркаса, кроме центрального столба (столбов).
2) если колоколообразный шатер многоугольной формы (8, 12, 16 и т.д.) с ярко выраженными углами крыши и растяжками идущими из этих углов, то, вероятно, он имеет дополнительный каркас в виде спиц, идущих от центрального столба к углам крыши.
3) если шатер имеет четкую прямоугольную форму с двускатной или четырехскатной крышей, очевидно, что данный шатер может иметь дополнительные стойки, расположенные по углам конструкции, а также горизонтальные перекладины между ними.
Мне не попалось ни одного свидетельства наличия дополнительных столбов по периметру у круглых шатров.
На некоторых иллюстрациях шатры вообще не имею видимых растяжек. Один из авторов предполагает, что такие изображения свидетельствуют о наличии дополнительного каркаса (в виде спиц). Возможно, он прав, хотя отсутствие растяжек может быть объяснено также другими причинами (условностями изображения, например).
Еще раз обращу внимание, что приведенные выше варианты каркасов есть лишь один из вариантов реконструкции по внешнему виду. Основой для этих предположений служат конструкции каркасов сохранившихся шатров более поздних периодов (или графических изображений каркасов шатров), внешний вид конструкции в сборе, а также имеющийся практический опыт эксплуатации различных шатров и палаток.
В качестве материала каркаса правильней (с исторической точки зрения) выбирать дерево, однако, можно часть сложного каркаса заменить на дюраль или пластик – тут каждый решает сам. Несущие столбы рекомендую делать достаточно прочными, потому что их впоследствии можно будет использовать как опору для дополнительных перегородок, вешалок, светильников и т.п.
При проектировании деталей каркаса необходимо заранее позаботиться о надежных способах их соединения, предусмотреть всевозможные петли, крючья, штыри и гнезда.
Также следует иметь ввиду предполагаемое распределение и использование внутреннего пространства шатра. На что это может повлиять? Можно использовать внутренний каркас для крепления дополнительных перегородок и драпировок, устанавливать внутренние и внешние светильники, подвешивать оружие и щиты.
Полотнище
При рассмотрении полотнища шатра возникает два вопроса: как шить и из чего шить? Начнем с выбора ткани. Сначала необходимо сформулировать требования к ткани; я предлагаю такой список:
1) историчность (внешний вид);
2) вес и возможности транспортировки;
3) ветро- и водостойкость;
4) стоимость.
Сюда можно добавить ширину ткани, прочность на разрыв, доступность и т.п. Перед тем как выбирать ткань, следует решить для себя какие факторы более важны, а какие менее.
Дам несколько характеристик виденных мною тканей.
Брезент – наиболее доступный материал. Внешне весьма аутентичен (если найти цвет кроме хаки) и довольно дешев, однако тяжел и недостаточно водостоек. Встречаются (я, правда, не видел) тонкие брезенты, брезенты с пропиткой и т.п.
Синтетическая тентовая – главный минус – абсолютная неисторичность внешнего вида. Однако, если вес и водонепроницаемость является наиболее важными параметрами, тогда это для вас. Ткани такого сорта можно найти довольно легко, это, в первую очередь, рюкзачные и тентовые ткани. Стоят они дороже брезента.
Натуральная тентовая – этот тип ткани сложнее найти. Мне посчастливилось прикупить ткань корейского производства представляющую собой тонкий небеленый лен плотного переплетения, с одной стороны которого нанесена тонкая бесцветная пленка. По непромокаемости он конкурирует с синтетическими тканями, легче брезента и выглядит вполне аутентично...
При выборе и покупке ткани помните, что натуральные ткани садятся, а крашеные выцветают под солнцем и дождем.
Можно изготовить двухслойный шатер. В качестве внутренней ткани удобно использовать легкие натуральные ткани (в том числе цветные или узорчатые). Двухслойный шатер, как можно догадаться теплее, более стоек к дождю и ветру, и, при должном подходе, богаче и уютней внутри. Если вы решите шить двухслойный шатер имейте ввиду, что внутренний слой ткани не должен соприкасаться с внешним (это требование существенно усложняет конструкцию).
Теперь перейдем к конструированию полотнища. Само собой разумеется, что крой полотнища зависит от конструкции и размеров шатра, ширины ткани и предпочтений мастера. Собственно, в этом разделе особых рекомендаций дать не могу. Если вы шьее на машине, то используйте более толстые, чем обычно, иглы и меняйте их чаще.
Несколько советов:
сделайте в крыше маленький душник, чтобы облегчить проветривание шатра.
в больших шатрах делайте два диаметрально противоположных входа. Это также облегчит проветривание и просушку шатра, позволит увеличить число деталей полотнища, сократив их размеры. Входы делайте закрывающимися (шнуровка или пуговицы).
для колоколообразных и сложных шатров удобно делать крышу и стенки отдельными и соединять их с помощью пуговиц, завязок или петель.
при большой ширине ткани можно делать на ней фиктивные швы – они укрепят общую конструкцию и уменьшат натяжение деталей при растягивании.
Предвижу также еще один вопрос: какие использовать швы при сшивании. Тут, к сожалению, конкретных советов дать не могу. Однако выскажу свои соображения: швы должны быть стойкими к длительному и кратковременному растяжению (как вдоль шва, так и поперек) и герметичными. Для тех, кто не гонится за историчностью, наиболее приемлемым швом будет бельевой.
На вопрос, какие швы использовались в Средние Века, ответа я дать не могу. К сожалению, собственными руками мне не доводилось щупать сохранившиеся шатры, а имеющиеся у меня фотографии не дают представления об их устройстве. Однако, - тут можно поэкспериментировать. Полагаю, что существенного отличия швов на шатрах и швов на одежде не было. Из этого тезиса можно исходить при выборе техники сшивания. Правда, в этом случае все придется шить на руках.
Растяжки условно можно разделить на три вида – растяжки крыши, растяжки стен и штормовые растяжки. С крышей и стенами все понятно, а что такое штормовые растяжки? Штормовые растяжки это основные растяжки удерживающие центральный столб (столбы) в вертикальном положении. Разумеется, что такие растяжки надо делать из прочного неэластичного каната и крепить к мощным кольям. Число штормовых растяжек может быть три и более на столб; их главная задача – придание устойчивости и жесткости все конструкции при любых направлениях нагрузок. Отмечу, что не на всех изображениях шатров встречаются штормовые растяжки. С одной стороны это может быть объяснено условностями изображения, с другой – растяжки действительно могли отсутствовать.
Растяжки крыши – вторые по значимости. Они придают форму шатру. Они могут быть как простыми, так и сложными (расходящимися кверху на несколько растяжек, которые равномерно распределяются по краю крыши). Мне представляется наиболее удобным (для круглого шатра) располагать растяжки на расстоянии 30-50 см друг от друга. Такое расположение позволит растянуть крышу равномерно.
Растяжки стенок могут как таковые отсутствовать. Достаточно пришить по нижнему обрезу стенки петли и за них растягивать низ стены.
Немного о материале растяжек. Если вы задались целью изготовить максимально аутентичный шатер для растяжек возьмите простые крученые веревки толщиной в палец из натурального волокна. Именно такие растяжки мы можем видеть на шатре в музее Базеля. Если историчность для вас не самое важное – воспользуйтесь любыми прочными неэластичными веревками или шнурами, но лучше не цветными.
Колья следует выбирать по следующему принципу – самые мощные и длинные – для штормовых растяжек. Средней длины для крыши и самые легкие для стен. При изготовлении кольев следует помнить, что о них будет тереться веревка, поэтому место соприкосновения с растяжкой должно быть достаточно гладким, чтобы растяжка не перетерлась и не разлохматилась. Особенно это относится к кольям штормовых растяжек и растяжек крыши. Для облегчения скольжения растяжек и предохранения их от перетирания можно использовать металлические кольца, прикрепленные к вершине колышка.
Способ натяжения растяжек по имеющимся у меня материалам восстановить пока не представляется возможным. Вероятно, натяжение происходило путем осаживания колышка. Этот способ не вполне удобен, поэтому считаю возможным использовать натяжную планку (рейку с двумя или тремя отверстиями, через которые пропущена растяжка), аналогичную планкам на растяжках армейских палаток.
В заключении дам один совет: не пришивайте растяжки к крыше или стенкам – сделайте их съемными (привязывающимися или цепляющимися за крюки). При разборке и транспортировке шатра отсоединяйте их и храните отдельно. Это избавит вас при установке шатра от их утомительного распутывания под начавшимся не вовремя дождем.
@темы: реконструкция, бытовуха, источники, миниатюры и прочее изо